Неточные совпадения
Взгляды эмпириков и позитивистов на
истину были противоречивы и неопределенны, но в сущности они также признавали ее несомненность, как и противоположные философские направления, для которых
истина стала
абсолютной.
Искренно ли он убедился в том, что в проклятиях ненавистника заключается
истина, и какая именно,
абсолютная или
истина данной минуты, — разгадать трудно, но, во всяком случае, он настолько ошеломлен, что вызвать его из этого ошеломления стоит и времени и усилий.
— Доказательство действительно неопровержимое [для самой гегелевской школы и многих других философских школ], — принимающих мерилом не только теоретической
истины, но и деятельных стремлений человека
абсолютное.
Они цепляются за каждый момент как за
истину; какое-нибудь одностороннее определение принимают за все определения предмета; им надобно сентенции, готовые правила; пробравшись до станции, они — смешно доверчивые — полагают всякий раз, что достигли
абсолютной цели и располагаются отдыхать.
В наше глубоко революционное время слова правда и
истина утратили свое
абсолютное, тождественное для всех значение.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не
истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни
истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (
абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
Этот догмат прямо и неприкровенно провозглашает антиномию для разума, ибо это полное единение и как бы отожествление
абсолютного и относительного, трансцендентного и имманентного, совершенно не может быть постигнуто разумом, а только должно быть осознано в антиномичности своей, как
истина веры.
Историзм как философское миросозерцание приводит к столкновению с
абсолютными ценностями, он неизбежно утверждает релятивизм, релятивизм добра и релятивизм
истины.
Эта
абсолютная этическая
истина не зависит от тех или иных построений онтологии спасения и гибели, рая и ада.
Найденная Толстым
истина, не претворенная в жизнь, постепенно закоченела, застыла, сделалась
абсолютною.
Феноменология откровения должна привести к сознанию той
истины, что духу, т. е. свободе, принадлежит
абсолютный примат над всяким объективированным бытием.
Истина мистического опыта встречи человека и Бога в глубине души сталкивается с понятием о Боге как
абсолютном и самодостаточном бытии.
Абсолютная христологическая
истина одной своей стороной обращена к искуплению греха и спасению от зла, другой же своей стороной обращена к положительному, творческому призванию человека, открывает христологию человека.
В сознании святоотеческом
абсолютной и головокружительной христологической
истине об искуплении не соответствует
абсолютная и головокружительная
истина о человеке.
Это исключительное самосознание человека не может быть одной из
истин философского познания мира, оно как
абсолютное a priori предшествует всякому философскому познанию мира, которое только через это самосознание и делается возможным.
Абсолютный Человек есть
Истина.
Грядущее пришествие Христа и раскрытие им до конца всей
истины об
абсолютном Человеке мистически предполагает, что творческой активностью займет человек свое прославленно-царственное место в мире.
Абсолютный религиозный, евангельский ответ: «Я есмь
Истина», — имеет и
абсолютный философский, гносеологический смысл.
Предсуществование душ —
абсолютная метафизическая
истина.